ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Болгария

Во врем путешествия по Болгарии я решил съездить на гору Витоша из Софии, чтобы отдохнуть на природе. Как оказалось, добраться до любимого места отдыха болгар несложно, пейзажи Витоши очень красивы, на горе можно поесть; хотите знать больше - читайте отчёт про отдых в Болгарии

Когда встал вопрос, чем занять следующий день путешествия по Болгарии самостоятельно, я решил, что не следует строить на него большие планы. Нам ведь требовалось съездить в аэропорт и забрать там машину, то есть несколько утренних часов выпадало по-любому, и к тому же нет ничего столь интересного в окрестностях Софии, что стоит обязательно посмотреть. Можно было, в теории, добраться до Пловдива, благо оба города соединяет скоростное шоссе, однако я планировал посмотреть бывший Филиппополь на обратном пути с побережья, да и терять 4 часа, сколько требуется времени, чтобы съездить из Софии в Пловдив и обратно, мне не хотелось. В конце концов, я решил, что вполне можно провести денёк на природе. Естественно, ради отдыха мы собрались посетить Витошу, торчащий возле столицы Болгарии здоровенный горный массив, любимое место отдыха горожан…

Громадную возвышенность, красующуюся к юго-западу от столичного ядра, я заприметил ещё в прошлый приезд, но тогда у нас с братом не был времени, чтобы предпринять в отношении неё какие-то действия. Теперь всё обстояло иначе, в нашем распоряжении имелся целый день. Имелась, впрочем, проблема, как и на что потратить время – изучая отчёты о Витоше, я обнаружил, что интересных уголков на высоте просто масса, так что следовало выбрать, куда направиться и на чём сосредоточиться. Маршруты для прогулок пересекают многокилометровый купол диаметром более 17 километров сплошь и рядом, на территории массива проложено по крайней мере полсотни обозначенных дорожек, причём около дюжины выходят за двухкилометровую отметку. Экстремальным спортом мы заниматься не планировали и сочли за благо ограничиться лёгкими, ненапряжными местами.

Сразу скажу, что идею использовать для поездки на Витошу фуникулёры пришлось отринуть: подъёмники постоянно работают только в зимнее время, когда склоны возвышенности превращаются в огромный горнолыжный курорт. Летом, в так называемый «низкий сезон» вся аппаратура запускается только по выходным, да и то ограниченное время. Не лучше обстоят дела и с остальным транспортом: приехать на Витошу автобусом реально, но лишь до определённых точек, поэтому остальной путь на смотровые площадки и т.д. придётся проделывать на своих двоих. Словом, мысль подняться на Витошу машиной оказалась вполне здравой.

Вариантов добраться до верха Витоши масса, это можно сделать с любой стороны массива. Я, не мудрствуя лукаво, выбрал самый простой путь, по северному склону, дорогой, идущей мимо Боянской церкви. Вопреки ожиданиям, путь к вершине горы совершенно меня не утомил, несмотря на обилие крутых поворотов. С другой стороны, меня в своё время не смутили ни извилистые шляхи Коста-Рики, ни серпантины Швейцарии, а уж они куда посложнее, нежели болгарские петли. Я, ей-богу, больше вымотался, пытаясь освоить тугие педали машины да вникнуть в особенности дорожного движения в Болгарии. Короче говоря, пока мне удалось от пункта проката в аэропорту добраться до подножья Витоши, было сказано немало грубых слов и пролито настоящего пота. Потом, к счастью, дело пошло легче, и забраться на приличную высоту получилось довольно просто. На всё про всё у нас ушло не больше получаса, по истечении которых я пристроил машину в тени близ старомодного здания, явно построенного в советские времена. Это была хижа «Звездица», комплекс, состоящий из гостиницы и ресторана, чьими услугами мы позже воспользовались.

Верный навигатор подсказывал, что нам удалось достичь отметки 1790 метров, а раз высота Витоши 2290 метров, элементарный подсчёт показывал, что пик Чёрный Врх, самую верхнюю точку массива, от нас отделяет совершенно плёвое расстояние. Увы, моя половина наотрез отказалась куда-либо карабкаться, и я не стал покамест настаивать на покорении горы, зная, что, возможно, её мнение вскорости может поменяться. На самом деле, судя по всему, добраться до вершины Витоши не так уж и трудно, и даже удивительно, почему первые восходители одолели подъём только чуть больше ста лет назад, 27 августа 1895 года, а не гораздо раньше. Видать, в прежние времени никому не приходило в голову лазать по горам ради своего удовольствия, как и путешествовать, наверное…

Выбравшись на свежий воздух, мы озаботились направлением похода. Было признано логичным следовать цветовым меткам, которыми обозначены маршруты прогулок по Витоше, и мы ушлёпали в ближайший лес по проложенным мосткам.

На первых порах местность выглядела весьма живописно, я «нащёлкал» немало симпатичных пейзажей. Особенно красиво смотрелась река из камней, сформировавшаяся невесть когда, не иначе как стараниями ледника. А вот потом ситуация в корне изменилась: округа стала напоминать чащобу из скверной сказки. То и дело нам на глаза попадались странные перекрученные стволы и высушенные деревья. Не могу сказать, чтобы окрест простиралось что-то вроде Аокигахара, как в Японии называется лес самоубийц, но впечатления от примерно километрового участка у меня остались самые скверные. Хорошо, что вскоре мы выбрались на простор и смогли насладиться панорамой горных склонов.

Вскоре наше внимание привлекли несколько построек, расположенных вдалеке. Запечатлев стоявшие неподалёку громадные валуны в окружении ковра цветов, мы затем добрались до зданий, которые оказались своего рода опорным пунктом. Два ближайших объекта были хижинами, приспособленными для временного постоя, дальний раньше служил конечной станцией канатной дороги на вершину Витоши. Подъёмник явно не работал уже много лет, хотя от тех времён ещё остались стойки, уходящие вдаль, туда, где находится самая высшая точка горы, пик Чёрный Врх. Рассевшись на установленных около главной тропы скамейках, мы с удовольствием любовались распростёршимися склонами. При взгляде на них стало понятно, почему зимний отдых на Витоше пользуется столь огромной популярностью: почти все участки, отведённые для лыжников, находится существенно выше зоны лесов, и, значит, вполне безопасны в плане катания.

Пока мы отдыхали и перекусывали, мимо нас прошли аж три компании, шедших на штурм вершины, чётвёртой по высоте во всей Болгарии, если кто не в курсе, и однозначно обставляющей всех в Планско-Завалской системе гор. Пользуясь случаем, я, обуреваемый страстью к посещению смотровых точек, и так и сяк подбивал клинья насчёт подъёма, но всякий раз наталкивался на категорический отказ. Увы, придётся признать, что моя половина оказалась в итоге права: решись мы совершить восхождение на Витошу, это добром не кончилось бы… Проблему буквально на ровном месте создала погода, которая изменилась буквально на глазах. Вот только что светило солнце и дул приятный ветерок, как вдруг со стороны города явилась чудовищная туча, перевалила ближайший отрог и затеяла фантасмагорию. Мы-то имели рядом укрытие, которым тут же воспользовались, а кабы ливень застиг нас где-нибудь на середине подъёма, с учётом поднявшегося ветра нам запросто засветила бы пневмония.

Сначала казалось, что погода в Софии быстро сменит гнев на милость, проделав обратный кульбит, но не тут-то было: вместо того, чтобы мило гулять, мы вынуждены были больше часа просидеть в хижине, стараясь уберечься от пронизывающего ветра, то и дело залетавшего к нам «погостить». Но даже когда дождь, наконец, закончился, не закончились наши беды: высокая трава, через которую мы совсем недавно весело протопали, теперь намокла и при каждом шаге обдавала нас влагой. Кроссовки уберегали нас лишь частично, и лично я промочил брюки чуть ли не до колена. Нет, ну чёрт побери, правильно говорят, что метеоролог, как и сапёр, ошибается только один раз каждый день – никто не прогнозировал осадков…

Несколько подняло нам настроение происшествие, случившееся вскоре после отправления в обратный путь. Не успели мы вступить в «заколдованный лес» Витоши, как где-то в стороне раздались крики на русском – неизвестный отчаянно звал некую Олёну… Крики звучали достаточно долго, пока не стихли где-то ниже по склону. Почти сразу нам как бы в качестве компенсации за окончившееся развлечение встретился бородатый мужик, куда-то спешивший. Торопился он так шибко, что даже не удосужился поздороваться, что неизменно делали все, с кем мы сталкивались на горе. Именно так, например, поступила старушка, оказавшаяся на нашем пути чуть дальше. Она выглядела несколько растерянно, и на замедлила по-русски поинтересоваться, не видели ли мы там, откуда пришли, «мужчину с мальчиком». Судя по сбивчивой речи пожилой дамы, её спутники потерялись, и это как раз они её звали давеча. Тут, к нашему искреннему удивлению, из-за деревьев показался давешний бородач, а с ним бойкий старичок, мигом накинувшийся на нашу знакомую с упрёками. Это и были те самые «мужчина с мальчиком», об утрате которых сокрушалась тётка… Кто бы мог подумать…

Вернувшись к той площадке, где находится хижа «Звездица», мы отчётливо поняли, что срочно требуется согреться и подкрепиться. Хорошо, что в комплексе имелся ресторан с чертовски выгодными ценами. Я, помнится, изумился, увидев, сколько стоит еда в Болгарии, но обед на Витоше реально обошёлся нам в сущие гроши. К сожалению, не всё прошло, как надо, потому что меню на русском или хотя бы английском отсутствовало, а официантка говорила только на болгарском. И если «свинско със зеле» мы разобрали, то доставшийся нам на первое «спаначена супа» оказался блюдом из шпината, такого продукта, который я терпеть не могу. Что ж, зато свининка оказалась очень вкусной, да и десертный «кадифено кексче» не подвёл. В результате, за два обеда из трёх блюд и бутылку воды мы заплатили меньше 18 левов, сиречь около 600 рублей.

Что интересно, ресторанно-гостиничный комплекс носил ярко выраженные черты соцреализма. О прошлом напоминали как мебель, так и оформление, включавшее портрет Тодора Живкова, украшавший главный вестибюль. То ли владельцы хижы являются большими поклонниками коммунистов, толи им попросту плевать, осталось неясно…

Возможность поесть прямо на Витоше здорово украсила наш в прямом смысле подмоченный день. Так что возвращались домой мы, в общем, довольные. Опять же, спускаться с горы на машине, как известно, куда проще, нежели ехать наверх; надо только иногда давать отдых тормозам, включая низкую передачу, и тогда всё идёт как по маслу. Да, нам по пути пришлось немного испытать прелести «часа пик», ибо пробки в Софии есть, и ещё какие, но раз мы шли навстречу потоку, то вечерние заторы нас коснулись только слегка. Не испортила нам настроение и суровая необходимость по приезду в гостиницу сделать несколько кругов вокруг квартала в поисках места для парковки – оно всё же нашлось, пусть и не сразу. Значит, вернулись домой мы в радужном настроении, с надеждой вскоре увидеть много чего интересного, в том числе панораму Плевны, Шипкинский перевал, столицу болгарского юмора и древнюю столицу самой Болгарии. Да, ожидания были огромными, однако за несколько последних путешествий я не припомню столь неудачного дня, какой выпал нам назавтра…

Посмотреть фото горы Витоша...

Скачать путеводитель по Болгарии...

Вернуться на главную страницу...