ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Хорватия

Самостоятельное путешествие в Хорватию позволило мне осмотреть достопримечательности Риеки, увидеть собор святого Вита, выяснить, где можно поменять валюту в Риеке; хотите знать больше - читайте рассказ о поездке в Риеку во время путешествия по Хорватии

 

Балканские приключения. Часть 13. «Хвала! Збогом!»

 

Дорога от Опатии до Риеки занимает примерно полчаса, и эти полчаса были, пожалуй, худшими за всю поездку по балканским странам: орава школьников, набившаяся в автобус, издавала невероятный гвалт. Так что появление на горизонте железнодорожного вокзала Риеки было встречено нами бурным «одобрямсом». Имелся у нас и второй повод радоваться встрече с вокзалом: внутри здания имеется множество автоматических ячеек камер хранения, где багаж можно оставить всего за 15 кун в сутки – эта полезная опция позволяет осматривать местность без груза за спиной; наши рюкзаки большой обузой не являлись, и всё-таки без них было куда приятнее расхаживать по городу и осматривать достопримечательности Риеки.

 

Более ничем интересным холодные внутренности постройки нас не порадовали: левое крыло вокзала Риеки оккупировано местными бомжами, справа крохотный зал ожидания выглядит крайне непривлекательно, и если вам нужно дождаться поезда, лучше перейти, допустим, через дорогу и обосноваться в каком-нибудь кафе (на Kresimirova 26, допустим, есть симпатичное заведение, и всего 5 кун за чашечку кофе). Только я советую сперва купить билеты, потому что кассиры работой, в общем, хоть это звучит парадоксально, не обременены, и прекрасно зная про это, считают возможным взять и исчезнуть «по делам» минут так на десять-двадцать. Нам, положим, повезло, что тётка из окошка международного сообщения согласилась продать билет, а так бы мы проторчали возле закрытой кассы внутрихорватских линий чёрт знает сколько…

 

Секрет низкой популярности железные дороги Хорватии должны отнести на свой счёт: как-никак, поезд из Риеки в Загреб, например, идёт четыре часа, что почти вдвое дольше автобусной поездки. Сами составы по своему состоянию вдобавок оставляют желать лучшего, так что неудивительно стремление большинства пассажиров предпочесть автобусное сообщение железнодорожному.

 

Автовокзал Риеки, впрочем, ничуть не лучше, а, пожалуй, даже и хуже железнодорожной станции. Там с местами для ожидания просто беда, так как собственно помещение, где продают билеты, маленькое, душное и неудобное; сидеть попросту негде, и потому большинство туристов вынужденно устраиваются перед фасадом здания, создавая этакое подобие цыганского табора – хорошо, если удастся занять местечко на немногочисленных скамейках, а так придётся сидеть на собственных чемоданах. Вещи в принципе реально сдать в камеру хранения, но эта камера хоть и соседствует со входом в кассовый зал, является по сути частной лавочкой, и все операции с ней пассажиры проводят на свой страх и риск; закройся она вдруг на обед, жаловаться будет некому.

 

Третьей составной частью автовокзала Риеки я бы назвал сами остановки, потому как прилегающая площадь уставлена автобусами разных компаний и из щитами: чтобы определить, какая машина из множество стоящих вам нужна, сверьте логотип билета со знаками на остановке, после чего ожидайте посадки.

 

Замечу, что кассиры автостанции с успехом принимают для оплаты кредитные карты, что нам, потратившим к тому времени почти все наличные куны, очень понравилось. С другой стороны, если вдруг припечёт, в том же помещении, где продают билеты, есть окошечко, где можно поменять валюту в Риеке, и пополнить запас кун для повседневных расчётов.

 

Где ещё можно поменять валюту в Риеке, так это на улице Kresmirova, той самой, что соединяет железнодорожный вокзал с автобусным – двигаясь от угла с Nikole Tesle до площади c автовокзалом смотрите по сторонам. В этом районе, чтобы не быть голословным, я видел курс 7.42 куны за евро, что повыше, чем 7.3 в конторе рядом с туристическим офисом, плюс отсутствие комиссии также играет на руку путешественнику. Что до самого турофиса, то по городу разбросаны сразу несколько филиалов службы информации, и встретить их возможно там и сям, но проще всего стакнуться с той лавочкой, которая занимает дом 14 по главной торговой улице Korzo.

 

Попасть на эту оживлённую магистраль, предназначенную исключительно для пешеходов, совсем нетрудно: выйдя из автовокзала, поворачиваем направо за угол, проходим до первой улицы слева, сворачиваем на неё и справа по ходу движения у нас площадь, от которой отходят две улицы, набитые магазинами; ближайшую можно, в общем, проигнорировать, однако Korzo я бы не рекомендовал пропускать, ибо она хороша и для любителей шоппинга, и достопримечательностями не обделена.

 

Так вот, одной из важных точек улицы будет турофис Риеки, где гостю города достанется не только карта местности, но и всякая полезная информация; в офисе также имеются кое-какие сувениры, хотя на мой взгляд лучше покупать безделушки на память в лавочках и магазинчиках по ходу дела.

 

Из полученных в турофисе буклетов мы, в частности, узнали о существовании такой занятной штуки, как "Rijeka Card". Думаю, карточка Риеки весьма пригодится тем, что желает как можно более плотно изучить город, потому что её обладателям разрешено в течение 48 часов ездить на общественном транспорте бесплатно и вдобавок получать скидки на посещение местных музеев. К числу последних относятся, например, Городской музей Риеки, Государственный архив и ещё ряд достопримечательностей, которые так, во время короткого визита, осмотреть руки не доходят, но при длительном пребывании нанести туда визит весьма познавательно. Немного портит дело высокая цена карточки, ведь за "Rijeka Card" надо отдать 55 кун, и эта стоимость хоть и «отбивается» в итоге, всё же лучше бы дело стоило раза в два дешевле…

 

Куда более полезен для туристов двухэтажный экскурсионный автобус, катающийся по Риеке уже несколько лет. Вот тут даже сомнений в полезности быть не может, потому что за 50 кун, которые стоит билет, гость города имеет право пользоваться услугами гиганта целых двое суток – вполне достаточно времени, чтобы увидеть все основные достопримечательности Риеки, включая расположенный на горе замок Трсат, куда не вдруг доберёшься, и вход в который бесплатен для обладателей билета на экскурсионный автобусного. По сути, за эту познавательную экскурсию надо отдать всего лишь цену двух билетов от Риеки до Опатии и обратно, а если упомянуть, что звуковое сопровождение экскурсии идёт на восьми языках, и русский в этом списке присутствует, становится понятно, что автобус и впрямь полезен донельзя. Добавлю, что билет на него можно купить всё в том же турофисе…

 

Давайте теперь покинем всё-таки информационную контору и займёмся осмотром города, про который получено столько информации. К слову, далеко за интересными местами ходить не придётся, потому как уже совсем близко стоит красивейшая башня, символ Риеки и прочее, и прочее. Это старинное сооружение имеет, если будет позволено так выразиться, давние и прочные корни: первую постройку такого рода возвели в центре будущего курорта ещё римляне, средневековые жители обнесли центр прочными стенами, включив башню в кольцо укреплений, а третье рождение этой доминанты пришлось на вторую половину XVIII века. Тогда многие здания Риеки оказались разрушенными во время землетрясения 1750 года, и властям пришлось выделить деньги на восстановление жизни города. Далёкая Вена вдруг раскошелилась, и, как точно установили историки, деньги на воссоздание башни дала лично императрица Мария-Терезия. Благодаря её заботе новая конструкция стала ещё краше прежней, а когда в 1873 года к её облику добавили изящные часы, постройка приобрела окончательный вид, столь любимый местными жителями и без конца фотографируемый туристами.

 

Упомянув про римлян, коим принадлежит честь основания Риеки, нельзя пропустить главнейший памятник тех времён, Старые ворота. Искать их нужно на тылах колокольни, в закоулках кварталов. Точный адрес дать, пожалуй, затруднюсь, скажу только что это улицаStara Vrata – и без слов понятно, в честь чего дано название. Так вот, римские ворота разыскивать лучше всего, когда на руках есть карта Риеки с обозначенными достопримечательностями; я, например, дважды обошёл то место, где постройка предположительно числилась, но так и её и не обнаружил. А всё потому что лень было разворачивать большой и красивый план местности, полученный в турофисе – когда же пришлось это сделать, оказалось, что я стою почти рядом с нужной точкой. Фокус в том, что ожидалось нечто крупное, грандиозное и колоссальное наподобие арки Константина, стоящей возле Колизея, а нашлась небольшая конструкция, стиснутая соседними домами. Когда-то она и впрямь была триумфальной аркой, вот только в нынешнем обличье исторического памятника особого триумфа не чувствуется…

 

Насмотревшись на творчество римлян перейдём теперь к более поздней архитектуре, тем более что она отчасти связана с античными временами – церковь Успения, к примеру, возведена на сохранившемся римском фундаменте; умели же строить люди, раз их творение прошло незыблемым через две тысячи лет. Увы, те, кто принял эстафету у сынов Лация, далеко не всегда проявляли себя молодцами по части зодчества, иначе церковная колокольня была бы прямой, а не покосившейся как сейчас. Хотя, возможно, так и было задумано: лавры падающей башни Пизы многим не дают покоя, и риекский вариант, вполне возможно, когда-нибудь тоже привлечёт массу туристов: пока его наклон составляется всего полметра от основной оси, но ведь и выстроили его гораздо позже пизанской знаменитости, то есть вроде как основной этап прогресса ещё впереди…

 

Занятно, что в информационных буклетах наклонная башня Риеки подана более ярко и выпукло, нежели храм, при котором она числится. Постройка-то в целом неплохая, её возвели в начале шестнадцатого столетия на смену рухнувшему из-за уже упоминавшегося землетрясения, а после того как облик облагородили новым фасадом, она стала смотреться вполне себе импозантно.

 

Замечу, что при всей той пафосности, с которой турофис Риеки подаёт Успенскую церковь, главным храмом города является всё же собор святого Вита, покровителя округи. Вот только нет в этом соборе той выдающейся красоты, что отличает пражский аналог: здесь хорваты предпочли взлёту зодческой мысли приземлённость, и получилось у них так себе здание и по архитектуре, и по художественным достоинствам. Сходство между двумя соборами можно усмотреть разве что в долгострое, хотя и тут Хорватия позади Чехии, ибо её храм строили пусть и приличное время, всё же уложились за XVII и начало XVIII столетия. Окончательный вид собор святого Вита в Риеке приобрёл после того как над его главным нефом выстроили купол – дополнение выделяется более мягкой окраской и потому вносит определённую дисгармонию в общий облик храма.

 

От trg Grivica, где стоит собор, нам надо теперь дойти до следующей достопримечательности, то есть повернуться от фасада кругом, пройти вперёд один квартал и свернуть за угол направо. После этих операций перед нами предстанет церковь святого Себастьяна, чью историю надо отсчитывать с 1291 года: тогда по случаю избавления от чумы горожане решили воздвигнуть часовню в честь этого святого. Более того, некоторое время спустя жителями Риеки овладела мысль отблагодарить мученика, чья благодать призывается на помощь во время чумы, более крупным сооружением. Только вот, видимо, чувство благодарности за двести лет несколько ослабло, и потому вместо большого и красивого храма вышла у хорватов небольшая и так себе оформленная церквушка. Думаю, поскольку святой Себастьян также пособляет при эпилепсии и болезнях скота, случись все эти напасти за компанию с чумой, пострадавшие проявили бы побольше энтузиазма даже через два века, а так вышло то, что вышло – вместо шедевра зодчества получалась какая-то невнятица. По-моему, раз уж взялись власти Риеки строить в сердце исторических кварталов, надо всё же было постараться как следует…

 

Желающие досконально изучить происхождение города, его культуру и архитектуру, могут с данного места двинуться на север, в гору, чтобы навестить музей Риеки, располагающий обширными коллекциями на профильную тему. Мы же продолжим вольную прогулку, описывая по округе замысловатые фигуры: концентрированные достопримечательности закончились, дальше пойдут памятник и здания, разбросанные там и сям, заодно и красивые пейзажи посмотрим.

 

Красивыми пейзажами, в частности, может похвастаться бывший порт, где до сих пор паркуются катера вперемешку с яхтами. Они вместе с деревьями, обрамляющими водное пространство, создают довольно-таки неплохой колорит, и если бы не пакостного вида вода внизу, картина выглядела бы совсем благолепной…

 

В северной части акватории, возле моста стоит памятник Камову; обнаружив на карте соответствующую надпись, мы проявили к этой точке большой интерес – фамилия всё-таки знакомая, и почему бы это не быть монументу создателю советских вертолётов?! Правда, Камов хоть и взаправду оказался Камовым, это был не инженер, а вовсе даже гуманитарий, конкретно поэт. Считается, что он писал неплохие стихи, хотя, как мне кажется, жители Риеки в любом случае посчитали бы своего земляка гением, даже если бы он выдавал «шедевры» типа «Гидроцентрали» о борьбе передовиков производства с несунами… Куда больше литературного наследия Камова меня заинтересовала его фигура, очень похожая на Булата Окуджаву, украшающей Арбат – именно скульптура, но не монумент. Словом, хорватский поэт стоит в задумчивости, вольно облокотившись на перила набережной, как будто подбирает рифму или размышляет о судьбах родины…

 

Пройдя вдоль канала на юг, мы постепенно добрались до такой внушительной постройки, каковой является Хорватский народный театр. Эта махина, возведённая в Риеке за три года, появилась около середины 1880-х годов, и ради её строительства местные власти пригласили видных архитекторов из самой Вены. Хельмер и Фельнер, очевидно, были мастерами своего дела, потому как сумели не только перенести на землю Истрии монументальные традиции австрийцев, но и придать своему детище определённую толику местного колорита. Вдобавок, место для театра выбрали удачно, то, что перед парадным фасадом сооружения простёрлась площадь со сквером, позволяет наилучшим образом оценить творчество венцев. В облике театра совершенно явственно прослеживается сходство со знаменитой Штатсоперой Вены, и одними только внешними данными эта связь не исчерпывается: в Риеке выступали многие известные певцы.

 

Словно символ гармонии духовного и материального миров компанию Народному театру на площади составляет городской рынок. Только не надо думать, будто это нечто вроде отечественных базаров с горластыми тётками и полчищами кавказцев – тут всё цивильно, мирно и пристойно. По сути, постройка вкупе с театром и другими зданиями формирует единый архитектурный ансамбль, так что вид у неё вполне себе на уровне, и внутреннее оформление тоже соответствует моменту. Немного попахивает, правда, рыбный отдел, однако это то неудобство, с коим вполне можно примириться, так как торгуют в той секции свежайшими морепродуктами.

 

С морем тесно связана другая достопримечательность Риеки, церковь святого Николая. Если верить преданию, её появление спровоцировал жестокий губернатор, ответивший на просьбы сербской православной общины о строительстве храма так: «Где упадёт камень, там и стройтесь», после чего зашвырнул булыжник как можно дальше в воду. Что ж, целеустремлённые сербы идею подхватили и создали, как говорят сейчас, намыв земли, возведя церковь как раз там, где упал губернаторский камень. Историки, правда, считают, что это всё возвышенный обман, потому что исторические данные говорят совсем о другом: здание, дескать, возвели в конце XVIII века, и никаких намывов не делали. Однако, легенда есть легенда, и сколько бы не твердили, что Ричард III к смерти племянников не причастен, все знают, кто отдал приказ казнить бедолаг…

 

Если православная церковь Риеки вышла неказистой на вид, то о внешнем виде храма капуцинов такого не скажешь: эта постройка более всего напоминает итальянские образцы зодчества, украшенные мрамором и пышным декором. Прежде всего при виде церкви мне вспомнилась Тоскана с привычкой её жителей облицовывать всё подряд разноцветными мраморными полосами. Вот только подобной преемственности приходится удивляться, потому как строил здание вполне себе местный зодчий по фамилии Будинич. Так или иначе, а ему удалось создать действительно незаурядное сооружение, здорово отличающуюся от остальных культовых построек Риеки. Плюс вистов к популярности капуцинской церкви добавляет её расположение рядом с автовокзалом, по правую руку от выхода из него – хочешь или не хочешь, а внимание на такую махину обратишь…

 

Вот мы и замкнули круг по центру города, так что пора отправляться, если можно так выразиться, на второй заход: основное внимание мы теперь уделим питанию и шоппингу. Впрочем, по ходу дела, заруливая на уже знакомую нам улицу Korzo, давайте сдвинемся самую малость севернее, чтобы увидеть церковь святого Иеронима. Много лет назад она являлась частью монастыря августинцев, основного за семь столетий до нас. Сам храм выстроили позже, в 1396 году, и к тому моменту, когда мощное землетрясение разрушило почти всю Риеку, он успел справить трёхсотпятидесятилетие. Последствия катастрофы сказались на облике города в целом, и на августинской церкви в частности, потому что её пришлось строить заново, и заново это стало барочным – готический стиль, который предпочитали средневековые архитекторы, уже вышел из моды. Вот только взявшись оформлять храм святого Иеронима по-новому, неизвестный мне автор проекта пренебрёг качественной проработкой деталей, отчего вышло его детище скромненьким и даже блёкловатым…

 

Далее наш путь лежит на широкую Korzo или её коллегу Riva, где фактически каждый дом если не магазин, значит кафе или ресторанчик. Стоит прочесать обе улицы, и вопрос на тему где поесть в Риеке недорого отпадёт сам собой: если не сгодятся точки с национальной кухней, то в середине квартала на Trg Republike Hrvatske имеется "Макдональдс". Там, правда, вечно битком народа, вот только пугаться толп не стоит, ибо большая часть зашла не ради еды, а чтобы посетить бесплатный туалет заведения.

 

На крайний случай, когда денег совсем мало и даже биг-мак за 18 кун недоступен, могу посоветовать подземелья торгового центра "Centar Korzo" на площади Petra Zoranica; это за домами рядом с упоминавшейся колокольней. Комплекс магазинов вполне современного вида удачно скрыт среди застройки, однако те, кто его обнаружит, будут вознаграждены низкими ценами на одежду, обувь и парфюмерию, плюс на нижнем ярусе имеется продуктовый супермаркет «Kerim» с исключительно дешёвыми фруктами, соками и мороженым. Если же хочется свежей продукции, тогда добро пожаловать на местный рыночек, занимающий не только крупное здание на улице Brajda, но и саму улицу. А раз уж забрели в те края, стоит прочесать параллельную улицу Kresimirova на предмет недорогой одежды и обуви, которые там встречаются в нескольких магазинчиках.

 

Как раз по Kresimirova мы возвращались обратно к железнодорожному вокзалу, чтобы взять курс на Загреб: был поздний вечер, солнце уже закатилось, и Риека постепенно одевалась огнями подсветки. Подходила к концу наша прогулка по этому городу, подходило к концу и наше путешествие по Балканам. Выдалось оно удачным, и даже более познавательным, чем предыдущий вояж из Албании в Болгарию через Македонию. Нынче мы были более опытны, лучше подготовились, да и места нам достались в этот раз красивые, не чета албанским пейзажам. Словом, поездка по Словении, Хорватии и Боснии удалась, и добравшись до бизнес-ложи загребского аэропорта, мы подняли бокалы за успех этого приключения и предвкушение новых – объехав всю Европу, изучив Юго-Восточную Азию и сведя тесное знакомство с Африкой пора нацеливаться на Южную Америку.

 

 Так что до новых встреч!

Посмотреть фото Риеки...

Скачать путеводитель по Хорватии

 Вернуться на главную страницу... 

Рейтинг@Mail.ru